Культуральные признаки микробов определяются характером их роста на питательных средах. Будучи постоянными для каждого вида микробов, они являются важными диагностическими признаками.
Рост микробов на плотной питательной среде. Для изучения свойств колоний микробы культивируют на плотных питательных средах в чашках Петри. При посеве материала стараются получить изолированный рост колоний.
Чашки с посевом просматривают сначала невооруженным глазом или через лупу, затем помещают их на столик микроскопа вверх дном и просматривают колонии в проходящем свете с объективом малого увеличения и с суженной диафрагмой.
Первоначальная оценка морфологии колоний на первичных средах очень важна. Просмотр чашек может дать предварительную информацию относительно результатов посева. Эти данные также важны для решения вопроса о последующих шагах для окончательной идентификации и характеристики колоний.
Преобладание колоний какого-либо вида бактерий в первичном посеве клинического материала часто используется как один из критериев вместе с прямыми результатами исследования мазков, приготовленных из этого материала, для оценки клинического значения микроорганизма.
Любые ключевые признаки колоний бактерий важны для их идентификации. Успех или неудача идентификации возбудителя часто зависят от точности этих оценок.
Критерии, используемые для характеристики колоний бактерий:
- размер колонии, обычно измеряемый в миллиметрах или описательных терминах, как, например, точечные (диаметр менее 1 мм), мелкие (диаметр 1–2 мм), средние (диаметр 2–4 мм) и крупные (диаметр 4–6 мм и более);
- форма колонии бывает правильная (круглая), неправильная (амебовидная), ризоидная (корневидная, напоминающая переплетающиеся корни деревьев);
- характер контура края определяют при рассмотрении колонии под лупой или микроскопом с малым увеличением. Различают ровные края в виде четко выраженной линии и неровные. Последние делят на:
- фестончатый край, состоящий из крупных, слегка округлых или уплощенных зубцов правильной формы;
- волнистый край, который несколько отличается от фестончатого тем, что крупные зубцы его выражены нечетко;
- эрозированный или зазубренный край, состоящий из острых зубцов различной величины и формы;
- бахромчатый край, имеющий нежные ворсинки.
В некоторых случаях четко выраженная линия, отграничивающая колонию от поверхности среды, отсутствует. Такой край колонии называется расплывчатым;
- • рельеф колонии характеризуется приподнятостью ее над поверхностью питательной среды и контуром формы в вертикальном разрезе. Определяется рельеф колонии невооруженным глазом или с помощью лупы при рассматривании сверху и сбоку. Различают:
- каплеобразные и куполообразные колонии правильной круглой формы, которые в вертикальном разрезе представляют собой сегмент шара и различаются только длиной радиуса. Колонии слабовыпуклые имеют большую длину радиуса, куполообразные – меньшую;
- колонии плосковыпуклые с плоским верхом, пологими или круто обрывающимися краями; имеют в вертикальном разрезе форму трапеции;
- колонии конусообразные, имеющие в вертикальном разрезе форму треугольника;
- колонии с приподнятой в виде соска серединой и валиком по периферии;
- колонии с вдавленным центром;
- колонии плоские, стелющиеся по поверхности среды;
- • поверхность колонии изучают с помощью лупы или под микроскопом при малом увеличении. Поверхность колонии бывает матовая или блестящая с глянцем, сухая или влажная, гладкая или шероховатая. Гладкие колонии обозначают буквой S (smooth), шероховатые – буквой R (rough), что означает соответственно “гладкий” и “шероховатый”. Механизм формирования гладких и шероховатых форм колоний обусловлен различием процессов клеточного деления. Микробные клетки в колониях S-форм располагаются, соприкасаясь своими боковыми поверхностями; клетки R-форм, сохраняя при делении цитоплазматические мостики, образуют цепочки, которые, накладываясь друг на друга, обусловливают шероховатую поверхность и неровный край колонии.
Переход S-форм в R-формы наблюдается при диссоциации. Явление диссоциации у патогенных микробов наблюдается под действием антибиотико- и химиотерапии, факторов специфического иммунитета, формирующихся в течение инфекционного процесса, а также под действием факторов внешней среды.
Среди шероховатых форм колоний различают: складчатые, гирозные, по виду напоминающие исчерченную извилинами поверхность мозга; бородавчатые, концентрически или радиально исчерченные; шагреневые, т.е. мелкозернистые;
- • цвет колонии определяется пигментом, который продуцирует культура микробов. Преобладающее большинство патогенных бактерий пигмента не образует, вследствие чего колонии их бесцветны или молочно-мутного цвета, похожи на опал. В проходящем свете такие колонии в большей или меньшей степени прозрачны. Пигментообразующие виды микробов дают колонии различных цветов: кремовые, желтые, золотисто-оранжевые, синие, красные, сиреневые, черные и др.;
- • структура колоний определяется в проходящем свете при слабом увеличении микроскопа, суженной диафрагме или при несколько опущенном конденсоре. У пигментированных колоний и колоний, не пропускающих света, она не определяется.
По характеру структуры различают следующие виды колоний:
- гиалиновые – бесцветные, прозрачные, без видимой определенной структуры;
- зернистые, которые в зависимости от величины зерен разделяются на мелко- и грубозернистые;
- нитевидные или волокнистые, характеризующиеся наличием длинных, густо переплетающихся нитей в толще колонии.
Колонии бывают однородные и неоднородные. Строение первых одинаково во всех частях, у вторых центральная часть отличается от периферической или отдельные сектора имеют строение, отличающее их от остальной массы;
- • консистенцию колонии, определяющую ее физическое состояние, исследуют посредством прикосновения или взятия из нее части материала бактериологической петлей.
По характеру консистенции колонии бывают:
- пастообразные, легко снимающиеся и размывающиеся по поверхности питательной среды наподобие сливочного масла;
- вязкие или слизистые, прилипающие и тянущиеся за петлей;
- волокнистые или кожистые, плотные, снимающиеся с поверхности питательной среды в виде упругой пленки, соответствующей величине и форме колонии;
- хрупкие, сухие, рассыпающиеся при прикосновении петли.
Особенности микробного роста на жидких питательных средах. На жидких питательных средах характер роста микробов менее разнообразен, чем на плотных питательных средах. Однако и здесь выявлены следующие формы роста бактерий:
- • рост бактерий с равномерным помутнением среды, цвет которой остается неизменным или изменяется в соответствии с цветом водорастворимого пигмента, образующегося в культуре микроба. Такой рост характерен для многих патогенных бактерий, относящихся к группе факультативных анаэробов;
- • придонный рост бактерий характеризуется образованием осадка на дне пробирки с жидкой питательной средой. Осадок может быть скудным или обильным, крошковидным, гомогенным, волокнистым или в виде крупных рыхлых хлопьев, по консистенции вязким, слизистым, хрупким или пастообразным. Питательная среда над осадком может быть прозрачной или мутной. Цвет осадка и среды, находящейся над ним, определяется наличием пигмента, продуцируемого культурой микробов. Если культура пигмента не образует, цвет среды не изменяется, а осадок приобретает, как правило, серовато-белый или желтоватый цвет. Придонный рост специфичен для бактерий с анаэробным типом дыхания;
- • пристеночный рост бактерий выражается в том, что питательная среда, находящаяся в пробирке, остается совершенно прозрачной. Бактерии растут, образуя более или менее крупные рыхлые хлопья или, наоборот, компактные зерна, прикрепленные к внутренней поверхности стенок сосуда, с которых в зависимости от вида бактерий снимаются легко или с трудом;
- • поверхностный рост бактерий характеризуется появлением на поверхности жидкой питательной среды пленки, внешний вид и характер которой могут быть различны:
▲ пленка тонкая, нежная, бесцветная, имеет вид едва заметного налета, исчезающего при встряхивании пробирки и взбалтывании среды;
а пленка влажная, толстая, хорошо видимая простым глазом, вязкой, слизистой консистенции, прилипает к петле и тянется за ней;
▲ пленка плотная, сухая, внешним видом напоминает кусочки кожи и при попытке взятия из нее материала снимается целиком в виде круглого диска, соответствующего диаметру пробирки;
- пленка плотная, сухая, со сморщенной, а иногда бородавчатой поверхностью, краями прикрепленная к стенкам сосуда; при взбалтывании жидкости или прикосновении бактериологической петлей разбивается на кусочки, погружающиеся вглубь жидкости.
Цвет пленки, как и питательной среды, зависит от пигмента, вырабатываемого растущей культурой микробов. Рост бактерий в виде поверхностной пленки характерен для микробов-аэрофилов.
Рост на полужидкой питательной среде. Для выявления особенностей микробного роста на полужидкой питательной среде исследуемую культуру засевают в столбик 0,2–0,5 % полужидкого агара.
Для того чтобы особенности роста проявлялись наиболее четко, прокол среды делают в непосредственной близости к стенке пробирки.
Посев, произведенный таким образом, дает возможность выявить подвижные расы микробов и дифференцировать их от неподвижных.
Подвижные микробы в столбике полужидкого агара вызывают выраженное помутнение, распространяющееся более или менее равномерно по всей толще среды.
Неподвижные формы микробов растут только по ходу прокола среды, напоминая сосульки цилиндрической или конической формы. При этом окружающая среда остается совершенно прозрачной.
Источник: https://petritest.ru/spravochnik-mikrobiologa/labinskaya-obshchaya-i-sanitarnaya-mikrobiologiya/8-2-metody-izucheniya-kulturalnykh-svojstv-mikrobov
Тема: Культивирование бактерий. Изучение культуральных свойств
Поиск Лекций
Вид занятия (тип): практическое
Цели :
Учебная:
знать:
– условия культивирования бактерий
– особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов.
уметь:
– описывать культуральные свойства бактерий
– Воспитательная:
– развивать профессиональный интерес студентов к изучаемому вопросу и актуальности темы
– воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность
– воспитывать работоспособность
– воспитывать чувство гордости за избранную профессию
Развивающая:
– развивать творческие способности личности
– развивать память
– развивать умение выделять главные свойства.
– развивать профессиональное мышление
– развивать воображение наблюдательность
Межпредметные связи:
биология, основы латинского языка, фармакология, основы сестринского дела, сестринское дело при инфекционных болезнях, фармакология, общая гигиена с основами экологии, анатомия и физиология человека, сестринское дело в хирургии, акушерстве и гинекологии.
Обеспечение занятия:
А. Материально – техническое:
Наглядные пособия: раздаточный материал.
Технические средства обучения: микроскопы, микропрепараты.
Б. Методическое: технологическая карта занятия, рекомендации к выполнению заданий.
В. Литература:
Основная:
1.Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебник. М., Академия, 2002, 224 стр.
План занятия (хронокарта)
№ | Этап работы | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент | Проверяет присутствующих, заполняет журнал, проверяет готовность студентов к занятию. | Быть готовыми к занятию: наличие конспекта, подготовить рабочее место | ||
Актуализация и мотивация познавательной деятельности | Объявляет тему и план занятия, использует раздел: Мотивация. | Записывают тему и цели занятия | ||
Самостоятельная работа студентов | Контролирует выполнение самостоятельной работы. | Самостоятельно изучают тему, используя методические рекомендации. | ||
Проверка выполнения самостоятельной работы | Проверяет результаты самостоятельной работы | Демонстрируют навыки описания культуральных свойств бактерий | ||
Рефлексия | Предлагает студентам обобщить изученный материал, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | .Отвечают на вопросы, анализируют ошибки, оценивают степень достижения целей. | ||
Подведение итогов | Объявляет итоги занятия, оценивает работу всех студентов | Слушают итоги и оценку своей работы | ||
Домашнее задание | Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание | ||
Всего |
Технологическая карта (план) занятия № 2.5
Дисциплина: «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема: Частная бактериология
Вид занятия (тип): теоретическое
Цели:
Учебная:
иметь представление:
–об источниках и путях заражения инфекционными болезнями
– о клинических проявлениях
знать:
– возбудителей бактериальных кишечных инфекций
– возбудителей бактериальных респираторных инфекций
– возбудителей бактериальных кровяных инфекций
– возбудителей бактериальных инфекций наружных покровов
– профилактику распространения инфекций
Воспитательная:
– развивать профессиональный интерес студентов к изучаемому вопросу и актуальности темы
– воспитывать работоспособность
– воспитывать чувство гордости за избранную профессию
Развивающая:
– развивать творческие способности личности
– развивать память
– развивать умение выделять главные свойства.
Межпредметные связи:
биология, основы латинского языка, фармакология, основы сестринского дела, сестринское дело при инфекционных болезнях, фармакология, общая гигиена с основами экологии, анатомия и физиология человека, сестринское дело в хирургии, акушерстве и гинекологии.
Обеспечение занятия:
А. Материально – техническое:
Наглядные пособия: таблицы
Технические средства обучения:
Б. Методическое: технологическая карта занятия, лекционный материал.
В. Литература:
Основная:
1.Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебник. М., Академия, 2002, 224 стр.
План занятия (хронокарта)
№ | Этап работы | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент | Проверяет присутствующих и заполняет журнал, проверяет готовность студентов к занятию. | Быть готовыми к занятию: наличие конспекта | ||
Актуализация и мотивация познавательной деятельности | Объявляет тему и план занятия, использует раздел: Мотивация. | Записывают тему и цели занятия | ||
Контроль знаний по предыдущей теме, исходного уровня знаний | Фронтально опрашивает, оценивает исходные знания студентов. | Отвечают на вопросы. | ||
Изложение нового материала | В процессе лекции с элементами беседы подробно объясняет новый материал, демонстрирует таблицы. | Выполняют задания , участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | ||
Проверка эффективности усвоения материала | Проводит методом фронтального опроса. Корректирует ответы. | Отвечают на вопросы | ||
Рефлексия | Возвращается к целям занятия, выясняет достижение целей, обобщают, полученные знания. | Отвечают на вопросы | ||
Подведение итогов | Объявляет итоги занятия, оценивает работу группы и студентов, комментирует отметки. | Слушают итоги и оценку своей работы | ||
Домашнее задание | Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание | ||
Всего 90 |
Технологическая карта (план) занятия № 2.6
Дисциплина: Основы микробиологии и иммунологии
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s49215t5.html
Принципы и методы культивирования микроорганизмов . Методы культуральных свойств микроорганизмов. Характеристика роста бактерий на жидких и плотных питательных средах
Для успешного культивирования, помимо правильно подобранных сред и правильно произведенного посева, необходимы оптимальные условия: температура, влажность, аэрация (снабжение воздухом). Как правило, подходящие условия удается создать, тщательно воспроизведя условия природной обстановки.
Температура. Оптимальную температуру для культивирования большинства патогенных микроорганизмов (37° С) создают в термостате
Свет подавляющему большинству микробов (к ним относятся все патогенные) не нужен – их культивируют в темноте. Однако для изучения пигментообразования, которое происходит активнее на рассеянном свету, культуры после термостата выдерживают 2-3 дня при комнатном освещении.
Влажность. Жизнь микробов невозможна без влаги – питательные вещества проникают в клетку только в растворенном виде. Это необходимо учитывать при культивировании на плотных средах: разливать их в чашки и скашивать в пробирках лучше в день посева. При культивировании микробов, особенно чувствительных к отсутствию влаги, например гонококков, в термостат ставят открытый сосуд с водой.
Сроки культивирования. Большинство патогенных микробов культивируют 18-24 ч, но есть виды, растущие медленно (до 4-6 нед). Чтобы сохранить в них влагу, ватные пробки после посева заменяют стерильными резиновыми или надевают на них резиновые колпачки.
Аэрация. По потребности микробов в свободном кислороде их делят на аэробы и анаэробы. Обе группы требуют различных условий культивирования.
Поступление кислорода, необходимого для культивирования аэробов и факультативных анаэробов, осуществляется при пассивной и активной аэрации.
Пассивная аэрация – это культивирование на плотных и жидких средах в сосудах, закрытых ватными или ватно-марлевыми пробками, или в чашках Петри.
При таком культивировании микробы потребляют кислород, растворенный в среде, находящийся в сосуде над средой и поступающий через пробку.
Пассивно аэрируемые культуры можно выращивать на поверхности или в тонком слое среды, куда проникает кислород воздуха.
Активную аэрацию применяют при глубинном культивировании микробов, когда их выращивают в больших объемах среды.
Чтобы достаточно снабдить кислородом такие культуры, их помещают в специальные качалки – постоянное перемешивание культуры обеспечивает соприкосновение ее с воздухом.
При культивировании в объемах жидкости, достигающих десятков и сотен литров, проводимом в приборах, называемых реакторами или ферментерами, воздух продувают через культуру при помощи специальных устройств.
Культивирование анаэробов сложнее, чем аэробов, так как их необходимо лишить доступа свободного кислорода воздуха. Для этого удаляют воздух из питательной среды различными способами.
Методы изучения культуральных св-в мо
Рост микробов на плотной среде
Различают ровные края в виде четко выраженной линии и неровные. Неровные делятся на
· Фестончатый край, состоящий из крупных, слегка округлых зубцов правильной формы.
· Волнистый край, крупные зубцы выражены нечетко.
· Эрозированный или зазубренный, из острых зубцов различной величины и формы.
· Бахромчатый край, имеющий нежные ворсинки.
Рельеф колонии хар-ся приподнятостью ее над поверхностью пит. Среды и контуром формы в вертикальном разрезе.
· Каплеобразные колонии праивльной формы круглой с различной степенью выраженной выпуклостью.
· Колонии плоско-выпуклые с плоским верхом
· Конусообразные колонии имеющище в вертикальном разрезе форму треугольника
· колонии с вдавленным центром
· колонии плоские
поверхность колонии бывает матовая и блестящая, сухая или влажная, гладкая или шороховатая. Гладкие колонии означают буквой S.шероховатые R
Цвет колонии определяется пигментом, который продуцирует культура микробов.
Структура колонии определяется в проходящем свете прислабом увеличении микроскопа,суженной диафрагмы или при несколько опущенном конденсоре.
По характеру структуры различают след. Виды колонии:
· гиальновые-безцветные прозрачные, без видимой определенной структуры
· зернистые, в зависимости от величины зерен разделяют на мелко и крупнозернистые
· нитевидные или волокнисте наличием длинных чуть переплетающихся нитей
колонии бываю однородные и неоднородные
по характеру консистенции колонии бывают
· пастообразные наподобие сливочого масла
· вязкие или слизистые, примыкающие и тянущие за петлей.
· Волокнистые или кожистые, плотные,сжимающиеся поверхности пит среды в виде упругой пленки
· Хрупкие, сухие, рассыпающие при прикосновении петли.
Особенности роста на жидких пит. Средах.
· Рост бактерий с равномерным помутнением среды,цвет которой остается неизмененным или изменятеся в соответствии цвета водорастворимого пигмента,образующегося в культуре микроба.
· Природный рост хар-ся образованием осадка на дне пробирки с жидкой пит. Средой м.б. в виде хлопьев на дне.
· Цвет осадка и среды, находящимся над ним определяется наличием пигмента, продуцируемого культурой микробов. Если культура пигмента не образует цвет среды не изменяется, а осадок приобретает серовато-белый цвета то это специфически характерно для бактерий с анаэробным типом дыхания
· Пристеночный рост бактерий выражается в том что питательная среда находящаяся в пробирке, остается совершенно прозрачной. Бактерии растут, образуя более или менее крупные, рыхлые хлопья или нвобород коспактные зерна.
· Поверхностный рост бактерий хар-ся появлением пленки:пленка тонкая, нежная, безцветная: влажная пленка толстая хорошо видимая невооруженным глазом:пленка плотная сухая внешним видом напоминает кусочкикожи и при попытке взятия из нее материала снимается целиком в виде круглого диска: плотная пленка сухая иногда бородавчатая поверхнасть краями прикрепляющимися к стенке сосуда при взбалтывании разбиватеся на кусочки, погружаясь вглубь жидкости.
Рост на полужидкой питательной среде
Для выявления оссобенностей микробного роста на полужидкой пит среде исследуемую культуру засевают в столбик 0,2-0,5% полужидкого агара. Для того что бы особенности роста появились наиболее четко, прокол среды делают в непосредственной близкости к стенке прбирки. Посев произведенным образом дает возможность выявить подвижные расы мокробов и дифференцировать их от подвижности.
Подвижные микробы в столбике полужидкого агара вызывают выраженное помутнение, распространяющееся более или менее равномерно по всей толщине среды. Неподвижные формы микробов растут только по ходу прокола среды,напоминая сосульки цилиндричской или конической формы. При этом окружающая среда остается совершенно прозрачной.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s52318t7.html
Культуральные свойства бактерий
Капсула микроорганизмов
Капсула возникает благодаря способности ряда бактерий (как сапрофитов, так и патогенных) создавать снаружи клеточной стенки скопление слизистого вещества. Образование капсулы часто является признаком вирулентности для патогенных бактерий, так как она позволяет клетке противостоять воздействию защитных механизмов макроорганизма.
Такие бактерии образуют капсулу в организме (к примеру, пневмококк, возбудитель сибирской язвы) и утрачивают это свойство при культивировании на питательных средах.
Группа патогенных микроорганизмов, получивших название ʼʼкапсульные бактерииʼʼ, образует капсулу независимо от условий существования: и в организме, и при культивировании на питательных средах.
Химический состав капсул различен: полисахариды у пневмококков, преимущественно полипептиды у возбудителя чумы.
При микроскопии препаратов, содержащих бактерии в капсулах, последние имеют вид бесцветного ореола, окружающего клетки, так как вещество капсул плохо воспринимает красители.
Микроорганизмы, у которых не выявляется четкой капсулы, могут содержать аналогичную структуру, обнаруживаемую в виде очень тонкого поверхностного слоя, получившего название микрокапсулы. Микрокапсула хорошо видна под электронным микроскопом.
В чистых культурах бактерий капсула образуется реже.
Она выявляется при специальных методах окраски мазка (к примеру, по Бурри-Гинсу), создающих негативное контрастирование веществ капсулы: тушь создает темный фон вокруг капсулы.
Капсула гидрофильна, препятствует фагоцитозу бактерий. Капсула антигенна: антитела против капсулы вызывают ее увеличение (реакция набухания капсулы).
От капсулы следует отличать слизь – мукоидные экзополисахариды, не имеющие четких границ. Слизь растворима в воде.
Бактериальные экзополисахариды участвуют в адгезии (прилипании к субстратам), их еще называют гликокаликсом.
К культуральным или макроморфологическим свойствам относятся характерные особенности роста микроорганизмов на плотных и жидких питательных средах. На поверхности плотных питательных сред исходя из посева микроорганизмы могут расти в виде колоний, штриха или сплошного газона.
Колонией называют изолированное скопление клеток одного вида, выросших из одной клетки (клон клеток). Учитывая зависимость оттого, где растет микроорганизм (на поверхности плотной питательной среды, в толще ее), различают поверхностные, глубинные и донные колонии.
Колонии, выросшие на поверхности среды, отличаются разнообразием, они видоспецифичны и их изучение используется для определения видовой принадлежности исследуемой культуры.
При описании колоний учитывают следующие признаки:
формуколонии – округлая, амебовидная, ризоидная , неправильная и т.д.;
размер(диаметр) колонии – очень мелкие (точечные) (0,1-0,5 мм), мелкие (0,5-3 мм), средних размеров (3-5 мм) и крупные (более 5 мм в диаметре);
поверхность колонии – гладкая, шероховатая, складчатая, морщинистая, с концентрическими кругами или радиально исчерченная;
профиль колонии – плоский, выпуклый, конусовидный, кратерообразный и т.д.;
прозрачность – тусклая, матовая, блестящая, прозрачная, мучнистая;
цвет колонии (пигмент) – бесцветная или пигментированная (белая, желтая, золотистая, красная, черная), особо отмечают выделение пигмента в среду с ее окрашиванием;
край колонии – ровный, волнистый, зубчатый, бахромчатый и т.д.;
структура колонии – однородная, мелко или крупнозернистая, струйчатая; край и структуру колонии определяют с помощью лупы или на малом увеличении микроскопа, поместив чашку Петри с посевом на столик микроскопа крышкой вниз;
консистенцияколонии – определяют прикасаясь к поверхности петлей, колония должна быть плотной, мягкой, врастающей в агар , слизистой (тянется за петлей), хрупкой (легко ломается при соприкосновении с петлей).
Глубинныеколонии чаще всего похожи на более или менее сплющенные чечевички (форма овалов с заостренными концами), иногда комочки ваты с нитевидными выростами в питательную среду. Образование глубинных колоний часто сопровождается разрывом плотной среды, в случае если микроорганизмы выделяют газ.
Донныеколонии имеют обычно вид тонких прозрачных пленок, стелющихся по дну.
Описание роста микроорганизмов при посеве штрихом включает его особенности: скудный, умеренный, обильный; сплошной с ровным или волнистым краем; диффузный; перистый; ризоидный ; древовидный. Характеризуют цвет, поверхность, консистенцию.
Особенности колонии могут изменяться с возрастом, они зависят от состава среды, температуры культивирования.
Рост микроорганизмов на жидких питательных средах учитывают, используя 4-7 суточные культуры, выращенные в стационарных условиях.
В жидких питательных средах при росте микроорганизмов наблюдается помутнение среды, образование пленки или осадка.
Рост бактерий с равномерным помутнением среды , что характерно для факультативных анаэробов. Степень помутнения должна быть слабая, умеренная, сильная.
Придонный рост бактерий характеризуется образованием осадка: скудного, обильного, рыхлого, слизистого, хлопьевидного, зернистого. Питательная среда должна быть прозрачной или мутной.
Пристеночный рост – образование зерен, рыхлых хлопьев на внутренней поверхности стенок сосуда. Питательная среда при этом остается прозрачной.
Поверхностный рост бактерий характеризуется появлением на поверхности среды пленки: тонкой, плотной, рыхлой, гладкой, складчатой, влажной, сухой, кольцеобразной, сплошной. Такой рост наблюдается при культивирован ии аэ робных бактерий.
При росте на полужидких (0,5-0,7% агара ) питательных средах подвижные микробы вызывают выраженное помутнение, неподвижные формы растут только по ходу посева уколом в среду.
Нередко рост микробов сопровождается появлением запаха, пигментацией среды, выделением газа. Характерный запах культур некоторых видов бактерий связан с образованием различных эфиров ( уксусноэтилового , уксусноамилового и др.), индола, меркаптана, сероводорода, скатола, аммиака, масляной кислоты.
Способность образовывать пигменты присуща многим видам микроорганизмов. Химическая природа пигментов разнообразна: каротиноиды , антоцианы, меланины.
В случае если пигмент не растворим в воде, окрашивается только культуральный налет, в случае если же он растворим, окрашивается и питательная среда.
Считается, что пигменты защищают бактерии от губительного действия солнечных лучей, в связи с этим в воздухе так много пигментированных бактерий, кроме того, пигменты участвуют в обмене веществ этих микроорганизмов.
В природе существуют, так называемые, фосфоресцирующие бактерии, культуры которых светятся в темноте зеленовато-голубоватым или желтоватым светом. Такие бактерии встречаются, главным образом, в речной или морской воде. К светящимся бактериям – фотобактериям – относятся аэробные бактерии (вибрионы, кокки, палочки).
Культуральные свойства бактерий – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Культуральные свойства бактерий” 2017, 2018.
КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА БАКТЕРИЙ.
Цель: Научиться выделять чистую культуру микроорганизмов, учитывать рост микроорганизмов на плотных и жидких питательных средах. Основные вопросы, разбираемые на занятии: 1. Бактериологический метод диагностики инфекционных заболеваний, его возможности,…
[читать подробнее].
Источник: http://referatwork.ru/category/fiziologiya/view/509225_kul_tural_nye_svoystva_bakteriy
Методы исследования и изучения свойств микроорганизмов
Неокрашенные препараты. Их готовят для того, чтобы наблюдать за живыми микроорганизмами, определить наличие у них подвижности.
На чистое предметное стекло наносят каплю физиологического раствора.
В каплю вносят предварительно обожженной и охлажденной иглой небольшое количество культуры исследуемого микроба (из колонии) и тщательно перемешивают; если исследуют жидкую культуру, то ее вносят каплей непосредственно на стекло.
Препарат покрывают покровным стеклом. Неокрашенные препараты рассматривают с объективом 40 и окуляром 10х или 15х при затемненном поле зрения. Подвижность микробов лучше всего наблюдать в суточных бульонных культурах.
Окрашенные препараты. Их готовят для того, чтобы рассмотреть форму и в некоторых случаях строение микроорганизмов. На чистое предметное стекло наносят петлей небольшую каплю исследуемого материала и распределяют на площади около 1 см2.
При исследовании творога и творожных изделий на стекло наносят петлей каплю физиологического раствора, вводят в нее петлей немного продукта, тщательно перемешивают и распределяют на площади около 1 см2.
Препарат высушивают при температуре 18—20 °С, фиксируют, пронося несколько раз мазком вверх через пламя горелки, и красят метиленовым голубым в течение 0,5—1 мин. Краску смывают водой и препарат высушивают. Окрашенные препараты чаще всего рассматривают с иммерсионной системой.
Для этого препарат помешают на предметный столик, закрепляют клеммами или препаратодержателем и на мазок наносят каплю кедрового масла. Полностью открыв диафрагму и подняв конденсор до уровня предметного столики, устанавливают максимальное освещение.
Затем, глядя сбоку, с помощью кремальеры опускают тубус микроскопа вниз до соприкосновения объектива с маслом и слегка раздавливают его каплю. При этом объектив почти касается предметного стекла. Затем с помощью кремальеры, смотря в окуляр, поднимают тубус до тех пор, пока не появится окрашенный фон. После этого микрометрическим винтом устанавливают нужную резкость препарата.
Изучение свойств выделенных неизвестных микроорганизмов. При этом исследуют их морфологические, культуральные и физиологические свойства.
Морфологические признаки изучают, наблюдая под микроскопом форму клеток, их подвижность, наличие или отсутствие спор, жгутиков и пр.
Культуральные признаки изучают по характеру роста микробов на питательных средах. Исследуют особенности роста микроорганизмов на плотных питательных средах, при посеве штрихом, уколом, характер, величину, цвет колоний при посеве на чашки Петри, характер роста в жидкой питательной среде — бульоне.
Физиологические признаки характеризуют следующее: отношение микробов к температуре (оптимальная, минимальная и максимальная точки); изменения, вызываемые в молоке (способность к свертыванию с образованием кислоты и без нее, характер сгустка, предельная кислотность, способность к разложению белков молока); способность к сбраживанию углеводов (с образованием кислоты, газа); отношение к кислороду (рост при посеве уколом) и т. д.
Установить принадлежность микроорганизма к тому или тому виду очень сложно. Часто это исследование занимает много времени.
Источник: http://www.activestudy.info/metody-issledovaniya-i-izucheniya-svojstv-mikroorganizmov/
ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,686
1 Степаненко И.С. 1 Холодок Г.Н. 1 Кольцов И.П. 1 1 ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.
Огарева»
Предлагаемое издание предназначено для врачей-бактериологов, но может быть использовано студентами медицинских институтов, факультетов и молодыми специалистами, которые, несмотря на хорошую теоретическую подготовку, приходя в микробиологическую лабораторию, сталкиваются с трудностями интерпретации результатов бактериологического исследования.
Мир микробов огромен и разнообразен. Характер роста микроорганизмов на питательных средах является признаком постоянным и для каждого вида своеобразным и уникальным. Выделение и идентификация микробов по культуральным свойствам является важной составной частью бактериологической диагностики инфекционного заболевания.
Несмотря на то, что технологии ХХI века диктуют внедрение все новых методов генодиагностики и геноиндикации, «золотым стандартом» микробиологической лабораторной диагностики инфекционных заболеваний был и по праву считается в настоящее время бактериологический метод.
Указанный метод, заключающийся в посеве исследуемого материала на питательные среды, с последующим выделением чистой культуры и ее идентификацией, используется для установления этиологии инфекционного заболевания, так же, с целью выявления бактерионосителей, изучения санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды (вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода и др.
).
Научные достижения XX века, открыли новую эру в лечении и профилактике инфекционных болезней, но эта проблема не только не отошла на второй план, а напротив, приобрела более высокую значимость, чем прежде, и ставит перед микробиологией все новые задачи.
Данное пособие разработано, прежде всего, для того, чтобы более ярко представить одну из многих уникальных сторон мира микроорганизмов – особенности и способность роста микробов на питательных средах.
Основной задачей бактериолога по прежнему остается установление этиологического диагноза болезни.
В современных условиях при постановке физиологических тестов и определении биохимической активности микроорганизмов, в целях их идентификации, применяют стандартные тест-системы промышленного изготовления с использованием автоматических микробных анализаторов, упрощающих и ускоряющих проведение массовых бактериологических исследований.
Но как бы не прогрессировал автоматический подход в микробиологической диагностике, «человеческий фактор» из бактериологии исчезнет не скоро, так как именно человеческий глаз в состоянии оценить массу особенностей в росте микроорганизмов на питательных средах, особенно если брать в расчет колоссальную способность микроорганизмов к изменчивости.
Учебное пособие охватывает аспекты исследования культуральных свойств микроорганизмов в рамках бактериологического метода. Схематично представлен и описан алгоритм бактериологического метода, который поможет врачам-бактериологам, особенно начинающим, студентам медицинских вузов быстро ориентироваться в нем и уяснить логику диагностического исследования.
Схематично и лаконично представлены морфо-функциональная характеристика и культуральные свойства клинически значимых микроорганизмов следующих семейств и родов: Micrococcaceae, Streptococcaceae, Neisseriaceae, Corynebacteriaceae, Enterobacteriaceae, Pseudomonadaceae, Pasteurellaceae, родов Staphylococcus, Streptococcus, Enterococcus, Neisseria, Corynebacterium, Escherichia, Salmonella, Shigella, Proteus, Pseudomonas, Haemophilus.
Питательные среды являются важнейшим элементом в любом микробиологическом исследовании. На них осуществляется выделение чистых культур из сложных ассоциаций, в которых они обычно встречаются в природе, и изучение морфологических, культуральных, биохимических свойств или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. В связи с тем, что различные виды бактерий характеризуются значительными различиями в обмене веществ, естественно, что для выращивания используются разные питательные среды. Известно огромное количество питательных сред. При их составлении особо важное значение имеет процесс создания оптимальных условий для роста и размножения бактерий.
Поэтому в пособии представлены требования, предъявляемые к питательным средам и основные принципы их классификации. Так же Приложение 1 содержит рецептуру питательных сред, используемых для постановки диагностических тестов. В дополнение к рецептуре питательной среды представлены принципы интерпретации полученных результатов.
Приложение 2 содержит фотографический материал, наглядно представляющий разновидности роста микроорганизмов на широко используемых в лабораторной практике питательных средах и хромогенных средах компании Hi Media. Использован собственный фотографический материал автора (Степаненко И.С.) и материал рекламной продукции компании Hi Media.
Использование совокупности всех методов микробиологического исследования – залог своевременной и достоверной диагностики инфекционного заболевания и, соответственно, эффективной терапии, предупреждения появления лекарственноустойчивых штаммов микроорганизмов, предотвращения переходов в хронические формы и профилактики инфекционных заболеваний.
При составлении пособия мы стремились к тому, чтобы оно представляло интерес не только для врачей-бактериологов, но и для студентов медицинских вузов, инфекционистов и эпидемиологов и способствовало формированию профессионального мышления каждого специалиста.
Библиографическая ссылка
Степаненко И.С., Холодок Г.Н., Кольцов И.П. КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3-2. – С. 165-166;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4906 (дата обращения: 25.03.2019).
Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4906
Некоторые культуральные свойства бактерий
06.02.2011
Автор: Светлана Васильевна
При росте на жидких питательных средах бактерии чаще всего вызывают равномерное помутнение, иногда — выпадение осадка: крошковатого (стрептококки), хлопьевидного (стрептобациллы), бульон при этом остается прозрачным.
Некоторые бактерии образуют пленку на поверхности жидкой среды: сухую чешуйчато-бородавчатую (туберкулезная палочка), тонкую, нежную (холерный вибрион), рыхлую, с отходящими вниз отростками — «сталактитами» (возбудитель чумы). Еще более разнообразен рост бактерий на плотных питательных средах.
Образуемые при этом колонии различаются по многим признакам: размерам, форме, консистенции, структуре, прозрачности, цвету и др.
Колонии бывают очень мелкими (0,1-0,5 мм), мелкими (0,5-3,0 мм), средних размеров (3-5 мм) и крупными (более 5 мм в диаметре). Они могут быть круглыми (дисковидными); плоскими; иметь форму, напоминающую львиную гриву («голову Медузы»); ризоидными и т. п.. Края колонии могут быть гладкими, зазубренными, фестончатыми, изрезанными.
Поверхность колонии бывает гладкая или шероховатая, влажная или сухая, ровная или складчатая, плоская или выпуклая, а ее консистенция — плотная, рыхлая, слизистая.
Колонии могут быть прозрачными, полупрозрачными, непрозрачными и различаться по другим признакам, например у некоторых бактерий центр мутный, а периферическая зона полупрозрачна.
Все эти признаки, как правило, видоспецифичны, поэтому они имеют важное диагностическое значение, т. е. их изучение используется для определения видовой принадлежности исследуемой культуры. Например, при определенных условиях роста колонии Salmonella paratyphi В имеют характерный слизистый валик по периферии, напоминая пуговицу с валиком.
Колонию бактерий можно рассматривать как своеобразный сложный организм. Изучение организации колонии выявило морфологическую и физиологическую гетерогенность входящих в нее клеток. В колониях сосуществуют популяции активно размножающихся, покоящихся клеток и клеток лизирующихся.
Видовое своеобразие свойств колоний указывает на регулируемый характер процесса их формирования. Он управляется с помощью контактных, дистантных и, вероятно, иных сигналов и служит проявлением у бактерий апоптоза.
Постоянное наблюдение за бактериями на экране монитора требует регулярного обслуживания компьютеров (как на сайте www.programmex.ru).
Апоптоз (греч. apoptosis — опадание лепестков цветов или листьев дерева) — форма запрограммированной клеточной гибели у эукариот, благодаря которой удаляются определенные клоны дифференцирующихся клеток или «излишки» биологического материала.
Апоптоз у бактерий — аналог апоптоза эукариот — пример запрограммированного контроля над клетками на уровне популяции (колония, стационарная культура, популяции в других природных условиях).
Суть его сводится к тому, что при исчерпании питательного субстрата голодающая популяция разделяется на две субпопуляции, одна из которых гибнет и подвергается автолизу, а клетки другой субпопуляции, используя продукты автолиза как субстрат, продолжают размножаться.
Механизм генетического контроля апоптоза у Е. coli установлен.
Он осуществляется особым опероном из 2 генов: mazE и mazF. Продукт гена mazF — стабильный цитотоксический белок-киллер, а продукт гена mazE — нестабильный белок MazE, разрушающий белок-киллер.
Истощение фонда аминокислот в питательной среде приводит к блокированию оперона maz, в результате этого синтез белка MazE прекращается, а белок-киллер вызывает гибель и автолиз части популяции. Фонд аминокислот в среде за счет этого пополняется, синтез белка MazE у оставшихся живых клеток активируется, и они продолжают размножаться. Таким образом, апоптоз регулирует формирование колоний и поведение клеток в стационарных культурах. Возможно, этот механизм причастен и к образованию НФБ.
Культуры некоторых видов бактерий обладают характерным запахом, иногда он связан с разложением органических веществ, которое сопровождается образованием скатола, индола, сероводорода, меркаптана, масляной кислоты, аммиака и т. п.
Культуры дизентерийных бактерий при росте на МПА издают запах, напоминающий запах мужского семени. Продукты жизнедеятельности ряда других видов бактерий обладают приятным ароматным запахом, который связан с образованием различных эфиров: уксусно-этилового, уксусно-амилового или диацетила.
Возбудитель мочки льна, например, издает запах ананаса. Особые расы молочнокислых бактерий придают аромат пищевым продуктам.
В природе существуют так называемые фосфоресцирующие бактерии, т. е. бактерии, культуры которых светятся в темноте зеленовато-голубоватым или желтоватым цветом. Такие фосфоресцирующие бактерии встречаются, главным образом, в морской и речной воде.
Фосфоресценция (люминесценция) продолжается иногда несколько часов и даже суток. Она представляет собой особую форму освобождения энергии возбужденных электронов. Такие бактерии нередко обнаруживаются на мясе, чешуе рыб и других объектах.
К светящимся бактериям — фотобактериям — относятся физиологически сходные, но морфологически отличающиеся аэробные бактерии (вибрионы, палочки, кокки).
Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.
Источник: https://www.rkm.kz/node/774
Культуральные свойства бактерий – презентация
1 Культуральные свойства бактерий.
2 Что такое культуральные свойства? К культуральным свойствам относятся внешний вид и форма колоний (это называется морфологией колоний), способ роста на плотной и жидкой питательной среде, требования к ее составу, характеризующие потребность бактериальных колоний в субстратах и витаминах, аэробных или анаэробных условиях.
3 Основной метод оценки культуральных свойств Культуральную характеристику роста бактериальных колоний на питательной среде дают после их визуального осмотра. Они могут иметь массу морфологических и культуральных различий, кроме того, способны меняться с течением времени. Молодые и старые колонии бактерий всегда описывают по культуральным свойствам отдельно.
4 Основные культуральные характеристики Форма Размер Пропускание света Поверхность Структура Цвет Консистенция Профиль колонии Степень погружения в среду Люминесценция
5 Форма Бактериальные колонии по этой культуральной характеристике могут быть плоскими, округлыми, ризоидными (напоминать переплетение корней) или грозными, напоминающими по форме головной мозг, иметь ровные, хорошо очерченные или рваные края.
6 Размер Важная характеристика морфологии колоний. Различают мелкие колонии диаметром 1-3 мм, средние размером от 2 до 4 мм и крупные, размер которых составляет 4 мм и более.
7 Пропускание света Бывают просвечивающие, или прозрачные, и непрозрачные бактериальные колонии.
8 Поверхность Может быть шероховатой или гладкой, морщинистой, блестящей, влажной, тусклой, слизистой или сухой.
9 Структура При изучении под микроскопом можно увидеть колонии различной морфологии – однородные, нитевидные или зернистые. Методы определения – микроскопия или исследование при помощи лупы.
10 Цвет Эта культуральная характеристика выявляется при наличии в бактериальных клетках пигментов. Цвет колоний иногда является видовым признаком и входит в название. Например, золотистый стафилококк, цианобактерии, пурпурные бактерии, синегнойная палочка и другие получили свои названия из-за характерной окраски их колоний, выращенных на питательной среде. Иногда пигменты бактерий выделяются в субстрат и окрашивают ее.
11 Консистенция Определяется при непосредственном контакте с колонией специального инструмента. Различают слизистые, мягкие, плотные и врастающие в агар.
12 Профиль колонии Может быть выпуклым или плоским, кратерообразным или конусовидным.
13 Степень погружения в среду Большинство колоний живут на поверхности субстрата. Однако существуют также глубинные, в виде чечевичек, погруженных в толщу среды, и донные бактерии, образующие пленки на дне сосудов с питательной средой.
14 Люминесценция Известны также несколько видов аэробных бактерий, способные к фосфоресценции (люминесценции). Их колонии способны до суток светиться желтоватым или зеленоватым цветом. Фотобактерии – жители различных водоемов, встречаются на чешуе и мясе рыбы. Их морфология может быть различной – среди светящихся видов встречаются кокки, вибрионы, палочки.
15 Характеристики по виду среды В жидком субстрате морфология бактериальных колоний характеризуется образованием равномерной мути, пленки или осадка. В полужидких при посеве уколами подвижные бактерии вызывают помутнение в толще среды вокруг места посева, а неподвижные – только в самом месте укола. Некоторые бактерии в аэробных и анаэробных условиях выделяют различные газы (индол, скатол, меркаптан, сероводород, масляная кислота, диэтиловый эфир и тому подобное).
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1359286/