Бактерии – добрые или злые живые организмы?

Бактерии – живые организмы, как и простейшие, грибы и водоросли

Бактерии – добрые или злые живые организмы?

Так что же это за загадочные звери, которыми нас усиленно пугают? Бактерии – это действительно живые организмы, существующие бок о бок с нами.

Они есть в земле, в воде, в воздухе, в растениях, внутри и снаружи всех живых организмов. Главные признаки любого живого организма – изменчивость и наследственность.

У бактерий за наследственность отвечают ДНК или РНК, которые содержатся в единственной молекуле с простым строением – хромосоме.

Немного истории

Бактерии появились на нашей планете несколько миллиардов лет назад, и царили на ней безраздельно в течение примерно одного миллиарда лет. Для сравнения, история человечества насчитывает всего сотни тысяч лет (даже не миллионы). За этот немаленький период микробы научились разнообразить свое строение и приспосабливаться к различным, порой весьма агрессивным, условиям окружающей среды.

На полюсах нашей планеты в глубине ледников ученые находят микроорганизмы, застрявшие там несколько миллионов лет назад и до сих пор способные жить. В глубинах океанов, под чудовищным давлением воды, в горячих источниках тоже существуют живые бактерии.

Не так давно эти простейшие организмы были обнаружены в подводных горячих источниках с температурой воды, превышающей точку кипения.

Это тем более удивительно, что современная наука была уверена, что молекула ДНК (а именно она является основой строения этих простейших микроорганизмов) разрушается уже при нагревании до 80 градусов.

Обратите внимание

Любопытные ученые не остановились на достигнутом – живые микробы нашли в жерлах подводных вулканов, где кроме чудовищной температуры и давления, есть еще и ядовитые газы. Найдены бактерии, живущие глубоко в земной коре и предпочитающие на обед соединения серы и нефть.

В условиях агрессивной среды микроорганизмы умеют «закукливаться», впадать в спячку на огромный срок. С изменением условий микробы открывают глазки, снимают пижаму и, засучив рукава, приступают к работе. Не исключено, что сама жизнь появилась на нашей планете благодаря живым бактериям, заключенным внутри метеоритов, долетевших к нам из глубин космоса.

Немного науки

До изобретения микроскопа люди даже не подозревали о существовании мельчайших живых организмов. Поэтому они не могли понять той опасности, которую несут бактерии и вирусы. Лекари того времени не утруждали себя даже мытьем рук перед проведением хирургических операций. Пациенты частенько выживали не благодаря, а вопреки лечению.

Получив в свое распоряжение современнейшее по тем временам оборудование – микроскоп, голландский ученый Антони ван Левенгук первым рассмотрел микробы.

Сотню лет спустя француз Луи Пастер обнаружил связь микроорганизмов с распространением инфекционных заболеваний и порчей пищевых продуктов. Он же разработал процесс обработки молока без кипячения для уничтожения живых микробов.

Все молочные продукты в наших магазинах обязательно подвергаются пастеризации.

Микроорганизмы – кем или чем они являются?

Изучением бактерий, вирусов и водорослей, их строения занимается микробиология, которая сформировалась во второй половине 19 века как наука о возбудителях болезней, то есть как раздел медицины.

Основы этой науки заложили известные ученые того времени – Паскаль, Мечников, Кох, Эрлих и другие.

Последующие полтора столетия наука стремительно развивалась, от основного течения отделились в самостоятельные отрасли биотехнология и генная инженерия.

Микроорганизмами (или микробами) считают все живые организмы, которые не фиксируются невооруженным глазом, то есть попросту являются невидимыми. Современная наука разделяет микроорганизмы на три домена (области, уровня):

  • вирусы;
  • простейшие и грибы;
  • истинные бактерии, хламидии, микоплазмы, спирохеты, риккетсии, актиномицеты.

Такие простые и сложные микробы

Бактерии отличаются от простейших, грибов и водорослей тем, что они не имеют ядра. Эти одноклеточные организмы могут образовывать группы сходных по характеристикам клеток. Такие группы отличаются по происхождению и способу воздействия на организм. Например:

  1. Культура в микробиологии – совокупность бактерий, выращенная на питательной среде и заметная невооруженным глазом, то есть группа появилась в одном месте и в одно время.
  2. Штамм – группа бактерий одного вида, полученных в разное время из разных источников или одного источника, например, штамм одной болезни, полученный от разных людей.

Благодаря такой способности бактерий объединяться в группы, ученые имеют возможность изучать и «приручать» живые микроорганизмы.

По характерной форме бактерии разбиты на группы:

  • шарообразные (кокки),
  • палочковидные (бациллы),
  • изогнутые (вибрионы),
  • спиральные (спириллы).

Загадочные стрептококки – это кокки, соединенные цепочкой. А если они объединятся в гроздь – получится стафилококк.

Каждая клетка бактерий делится один раз приблизительно в 20 мин. Их количество быстро стало бы непредставимым, если бы мудрая природа не позаботилась о балансе сил – микробы погибают от прямых солнечных лучей примерно через три часа. Еще один способ избавиться от микробов – обработать паром температурой +120°С в течение 20 минут.

Далеко не всегда микроорганизмы нужно уничтожать. Они помогают усовершенствовать и разнообразить нашу жизнь. Они являются нашими помощниками в различных областях: от пищевой промышленности (кисломолочные продукты, консервы) до биотехнологии. В медицине живые бактерии являются помощниками в получении антибиотиков, витаминов, аминокислот.

Что такое бактериальные споры

Бактерии неимоверно живучи. Споры – это клетки микробов в состоянии анабиоза, они образуются в результате неблагоприятных условий и дают возможность микроорганизмам пережить тяжелые времена. Спорообразующие палочки называются бациллами, но это не способ размножения, а метод выживания в плохих условиях. Увеличения количества клеток при выходе из анабиоза не происходит.

Для выхода из спячки бактериям нужны определенные условия. Для одних это — воздух и органика для еды, но есть и такие, которые создают органические вещества из неорганических. Это сине-зеленые водоросли и цианобактерии. Только благодаря этим маленьким героям на планете появился кислород, а следом за ним и жизнь.

Что мы знаем о вирусах?

Большинство живых организмов, от микробов до синего кита, состоит из клеток. Однако есть исключение – вирусы и фаги, которые являются доклеточными. Самая главная их особенность – вирусы паразитируют на клетках, то есть самостоятельно выжить не могут. Основные характеристики вирусов:

  1. Размеры сопоставимы с большой молекулой белка.
  2. Строение тоже имеет отличия. В них содержится только один тип нуклеиновой кислоты – ДНК (дезоксирибонуклеиновая) или РНК (рибонуклеиновая). Среди остальных живых существ абсолютно все клеточные организмы содержат и ДНК, и РНК.
  3. Отсутствует обмен веществ, они питаются и размножаются, используя клетку-хозяина.
  4. Без клетки не существуют, поэтому в лаборатории вырастить их невозможно. Вирусам подавай живые клетки, причем только определенные.

На данный момент различают около тысячи различных вирусов, паразитирующих на всем, что состоит из клеток, в том числе и на нас с вами.

Результатом жизнедеятельности и размножения вируса нередко становится гибель клетки, что ведет за собой возникновение болезни. У человека вирусы отвечают за следующие заболевания:

  • свинка,
  • корь,
  • полиомиелит,
  • ВИЧ-инфекция,
  • грипп,
  • бешенство,
  • оспа,
  • некоторые онкологические болезни,
  • энцефалит.

Вирусы могут передаваться по воздуху, при контакте с больным, через укус насекомого, половым путем или проникать в организм вместе с пищей.

Однако не все так плохо. Попадая в организм, вирус не обязательно тут же начинает действовать, он может существовать в неактивном состоянии довольно долго, возможно, бесконечно долго.

Дело в том, что вирусы очень избирательны и будут терпеливо ожидать подходящих для себя условий – искать нужную клетку.

Только предварительно ослабленный организм подвергнется немедленной атаке – еще один существенный довод трепетно сохранять свое здоровье.

Простейшие и грибы

Грибы относят к группе эукариотов (эу – истинный, карион – ядро), то есть к организмам, имеющим клеточное ядро. Грибы по размерам больше бактерий, иногда значительно, и имеют более сложное строение.

Клетки, соединенные в линию или нить, называют гифами. Совокупность таких нитей и есть мицелий, или грибница. Размножение организмов идет либо почкованием, либо спорами.

В отличие от бактерий, грибам споры нужны для размножения, и поэтому они не так хорошо защищены, как бактериальные.

Важно

Грибы не умеют синтезировать органику – им нужна готовая пища. Они могут есть растения, насекомых, животных, человека и, конечно же, любые продукты. Тот кусочек колбаски, который завалялся в вашем холодильнике, тоже подойдет.

Плесневые грибы будут в восторге от такого подарка. Мукоровые грибы образуют на продуктах белый пушистый налет или «мягкую гниль» на овощах и фруктах.

Некоторые виды способны вырабатывать даже токсичные вещества, опасные для человека.

Однако, наравне с «плохими» свойствами, грибы обладают и достоинствами – их используют в медицине (добывают пенициллин), в пищевой промышленности (производство сыров) и других отраслях.

Отдельно стоят дрожжи – микроскопические одноклеточные грибы, структурой напоминающие бактерию. Они часто встречаются в природе в «диком» виде, а без «одомашненных» дрожжей невозможно себе представить ни одной цивилизации. На определенном периоде развития люди обязательно начинали использовать дрожжи для производства хлеба, вина и, немного позже, спирта.

Наши «родные» микробы

Медицинская микробиология изучает микроорганизмы – как нормальную микрофлору организма, так и возбудителей болезней.

Организм человека и населяющие его живые микроорганизмы – это единая экосистема. Количество бактерий, живущих на коже и слизистых человека, в несколько раз больше числа собственных клеток тела, и это нормальное состояние организма. Микрофлора создает тонкую биопленку, покрывающую все поверхности тела, в которой живут бактерии. У каждого человека свой состав биопленки. Он зависит от:

  • возраста, пищевого рациона;
  • условий работы и внешней среды;
  • перенесенных болезней;
  • травм и стрессов.

Пришлые, чужие микроорганизмы могут оказаться болезнетворными или патогенными. Продукты их жизнедеятельности разрушают клетки и ослабляют организм человека.

Наиболее страшные из них – возбудители чумы, сибирской язвы, туляремии, а также бактерии-пневмококки.

Кроме того, патогены, как и вирусы, передаются по воздуху (туберкулез, коклюш), с пищей (тиф, дизентерия, холера), половым путем (гонорея, сифилис).

Однако в теле человека есть органы, свободные от бактерий:

  • головной и спинной мозг;
  • все внутренние органы;
  • альвеолы легких;
  • кровь, лимфа;
  • внутреннее и среднее ухо.

Это объясняет, почему любая царапина, не говоря уже о серьезных травмах, может вызвать печальные последствия – бактерии и вирусы находят открытую дверь во внутренний мир человека и с радостью устремляются туда. В здоровом состоянии кожа выступает защитным барьером и пресекает подобные безобразия.

Микроорганизмы первыми населили нашу планету и неустанно трудились миллиарды лет, подготавливая для нас комфортные условия. Именно им мы обязаны самой возможностью своего существования.

Но бактерии для нас – не только заботливые няньки, но и строгие учителя. За любой ошибкой тут же последует наказание. Например, не вымыл руки – заболел, съел несвежее – занимаешь туалет дольше обычного.

Совет

Таким нехитрым методом кнута и пряника микробы учат нас вести правильный образ жизни и беречь свое драгоценное здоровье.

Читайте также:  Где мы применяем бактерии и может ли человечество обойтись без них?

Источник: https://probakterii.ru/prokaryotes/vital-functions/bakterii-zhivye-organizmy.html

Бактерии – добрые или злые живые организмы? Признаки живых организмов. Характеристика форм жизни (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные)

«Животные и растения Кубани» – На полянах в лесу растут шиповник, ежевика, лесная земляника, различные грибы. Биоресурсы суши. Растения. Животный мир края, занимающего Западную часть Кавказа, богат и разнообразен. Убежищами медведей служат расщелины в горах, ниши под скалами, буреломы. Местами встречается подорожник, пижма, ромашка, маки.

«Грибы и бактерии» – «Заморочки из бочки». Подготовить загадки про данные группы организмов. Зеленый пигмент Ядерные организмы. Повторить и обобщить знания, полученные по теме. Водоросли. «Эрудиты». «Аукцион». Какие животные с моей легкой руки вошли в практику исследователей – бактериологов? Постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока. 2.Разминка.

«Растения и животные леса» – Растения и животные взаимосвязаны? Связь живой и неживой природы. Кустарники. Птицы. Звери. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Мхи, лишайники. Животные живут на одном этаже? Строительные материалы. Ярусы леса. Жители лесного дома. Сходство и различие животного и растительного мира. На какие группы можно разделить животных?

«Ядовитые грибы и растения» – Многолетнее травянистое растение с ядовитыми ягодами. Ландыш. Опята. Ядовитые ягоды. Многолетняя трава. Травянистое растение с неприятным запахом. Сатанинский гриб.

У растения ядовиты и ягоды и листья. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Ложный опёнок. Белена чёрная. У съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо.

«Клетки животных и растений» – В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь строения и функций. Рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым увеличением. Ответьте на вопрос: Каково значение клеточных включений в жизни организма? Многоклеточные организмы состоят из различных типов клеток. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов.

«Красная книга растений и животных» – Женьшень является одним из наиболее известных лекарственных растений восточной медицины. Различают международные и национальные Красные книги. Венерин башмачок. Зубр – крупнейшее млекопитающее Европы. Красная книга. Венериных башмачков несколько видов. Лотос встречается у нас на Каспии и в Азии. Лотос.

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

Главные характеристики живого: САМООБНОВЛЕНИЕ, САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ.

Они определяют и основные свойства живого:

1) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ;

2) СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ – живые организмы обладают сложной, упорядоченной структурой;

3) МЕТАБОЛИЗМ – живые организмы получают энергию из окружающей среды и используют ее на поддержание своей высокой упорядоченности;

4) ДВИЖЕНИЕ;

5) НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ и ИЗМЕНЧИВОСТЬ – живые организмы не только изменяются, но и усложняются; а также способны передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения;

6) РЕПРОДУКЦИЯ – все живое размножается;

7) РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность реагировать на внешние раздражения;

8) ОНТО- и ФИЛОГЕНЕЗ;

9) ДИСКРЕТНОСТЬ;

10) ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Обобщая и несколько упрощая сказанное о специфике живого, можно сказать, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

Обратите внимание

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: «жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

Царство Вирусы

Их особенности:

1) незначительные размеры (десятые и сотые доли микрона);

2) отсутствие клеточного строения;

3) простой химический состав;

4) невозможность существования вне организма хозяина.

Форма вирусов может быть различна: палочковидная, нитевидная, сферическая, кубовидная, булавовидная.

Зрелые частицы вирусов – вирионы – состоят из двух основных компонентов: ДНК или РНК (уложенной в виде спирали) и белка.

Спираль упакована в белковую оболочку – капсид, построенный из множества одинаковых частиц – капсомеров. Белковый капсид и нуклеиновая кислота образуют так называемый нуклеокапсид.

Нуклеиновая кислота, защищенная капсидом, не проявляет активности. После же проникновения в клетку начинается процесс синтеза ферментов, белков, нуклеиновых кислот вируса, затем разрешение клетки – хозяина и высвобождения вирионов.

Вирусы являются возбудителями многих болезней растений и животных. В прошлые века вирусные инфекции носили характер пандемий и эпидемий, захватывая огромные территории.

Например, в Европе оспой заболевало 10-12 млн. и умирало 1,5 млн. человек. Особо следует отметить корь. На сегодняшний день от кори ежегодно погибает более 2 млн. детей.

В 1918-1919 гг. грипп-испанка унес более 20 млн. людей.

Вирусные заболевания наносят огромный ущерб сельскому хозяйству. Для животных очень опасен вирус ящура, а вирусные заболевания картофеля, огурцов, томатов и др. существенно снижают урожаи сельскохозяйственных культур.

Вопрос о происхождении вирусов остается до сего времени не решенным.

Важно

Существует и другое мнение, что вирусы можно рассматривать как группы генов, вышедших из-под контроля генома клетки. В пользу этой гипотезы говорит родство ДНК некоторых вирусов с ДНК клетки и возможность включения ДНК вирусов в геном клетки.

Царство Бактерии

Царство Прокариот представлено весьма многочисленным и разнообразным миром бактерий. Возраст наиболее древних бактерий насчитывает, по меньшей мере, 3-3,5 млрд. лет. Многие бактерии, по мнению ученых, появились сравнительно недавно. В настоящее время различные представители мира бактерий занимают практически беспредельные экологические ниши на нашей планете.

Они выделяются из льдов Арктики и Антарктиды, проникают в нефтяные скважины, живут в воде горячих источников, температура которых достигает 92°С, обильно населяют все типы почв (в 1г почвы содержится от 300 млн. до 2 млрд. клеток) и водоемы, поднимаются с потоками воздуха на высоту 85 км..

Многие прокариоты в процессе эволюции приспособились к жизни в организмах эукариот.

Бактерия в переводе с греческого означает палочка. Бактерии были открыты голландцем А. Левенгуком в 1675 г., но только Луи Пастер впервые показал роль бактерий в процессе брожения и других превращений веществ в природе. Бактерий насчитывается 5000 видов.

ОСОБЕННОСТИ ИХ СТРОЕНИЯ:

Малые размеры (0,0001 мм);

Типичная прокариотная клетка, отсутствуют обособленное ядро, митохондрии, пластиды, комплекс Гольджи, ядрышко, хромосомы и т.д.;

Особое строение и состав мембранных структур и клеточных стенок;

По форме клетки могут быть шаровидные, палочковидные и извитые.

Среди бактерий по источнику используемой энергии выделяются ФОТОТРОФЫ и ХЕМОТРОФЫ.

Фотосинтезирующие бактерии для синтеза органических веществ используют световую энергию. Способность к фотосинтезу определяется наличием, пигментов – хлорофиллинов. Хемосинтезирующие бактерии используют для синтеза органических веществ не световую энергию, а энергию, выделяющуюся при окислении каких-либо неорганических веществ окружающей среды.

По отношению к кислороду выделяют: облигатные аэробы, факультативные анаэробы и строгие анаэробы.

АВТОТРОФНЫЕ – способны синтезировать из неорганических соединений органические вещества своего тела.

Совет

ГЕТЕРОТРОФНЫЕ – не способные синтезировать органические вещества из неорганических, поэтому они нуждаются в поступлении готовых органических веществ извне в виде пищи.

САПРОФИТЫ – это бактерии, поселяющиеся на мертвых, останках растений и животных (бактерии гниения и брожения).

Разнообразие и пластичность бактерий обусловливает возможность использования ими не только естественного субстрата, но и веществ химического синтеза. Они действительно способны трансформировать любые пластмассы, каучук, солярку, нефтепродукты, парафин, фенол, пестициды и т.д.

Царство Грибы

Царство Грибы насчитывает 100 000 видов, разнообразных по строению и образу жизни. Грибы – это обособленная группа клеточных ядерных гетеротрофных организмов, имеющих сходство как с животными, так и с растениями.

Исследования показывают, что грибы – это древняя группа, существовавшая еще до расхождения растений и животных, поэтому они выделены в самостоятельное царство.

Признаки сходства грибов с животными:

1-характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины;

2-гетеротрофный тип питания;

4-образование запасного продукта – гликогена.

Признаки сходства грибов с растениями:

1- питание путем всасывания;

2-неограниченный рост;

3-наличие в клетках клеточной стенки;

4-размножение со спорами.

Распространены грибы во всех географических зонах. Они обнаруживаются в лесах, полях, в почве, в воде, на стенах домов и в организмах растений, животных и человека. СТРОЕНИЕ ГРИБОВ

Тело гриба состоит из особых переплетающихся нитей – гиф. Всю совокупность гиф гриба называют мицелием или грибницей.

Размеры грибов – от микроскопических до 1,5 м в диаметре (у некоторых трутовиков).

Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. А плодовая часть – из шляпки и пенька. Характерной особенностью грибов является их гетеротрофность:

1-некоторые грибы поселяются на мертвых останках растений и животных (сапрофиты);

3-некоторые вступают в симбиоз с растениями.

Обратите внимание

Размножаются грибы бесполым и половым путем. Бесполое размножение осуществляется вегетативно и спорами.

Формы полового размножения у грибов разнообразны и их делят на три группы: гаметогамия, гаметангиогамия, соматогамия.

В результате адаптации к определенным условиям среды у грибов сложились несколько экологических групп:

1-почвенные грибы;

2-водные грибы;

РОЛЬ ГРИБОВ

Грибы – это основная группа редуцентов в экосистемах. Они участвуют в почвообразовании, выполняют роль санитаров, служат пищей и лекарством для животных.

В настоящее время их используют в микробиологической промышленности (синтез витаминов, органических кислот), хлебопечении (дрожжи), медицинской промышленности (синтез антибиотиков) и т.д.

Царство Растения

Наука, изучающая растения называется ботаника (в переводе с греч. означает трава, зелень). Если сопоставить наличие растительной массы на Земле по отношению к животной, то это выразится соотношением 2200:1.

Разнообразие растений велико – 500 000 видов.

Роль зеленых растений может быть определена так:

1) зеленые растения обеспечивают атмосферный воздух кислородом;

2) образующиеся в процессе фотосинтеза органические вещества используются как пища растениями, животными и человеком;

3) в органическом веществе аккумулируется солнечная энергия;

4) растения дают огромное количество продуктов, которые используются как сырьё для различных отраслей промышленности;

5) эстетическая роль.

Важно

Растения объединяются в два подцарства по организации вегетативного тела: низшие и высшие растения.

Низшие Растения характеризуются относительной простотой строения. Внешне тело не расчленено на корень, стебель и листья и носит название СЛОЕВИЩЕ или ТАЛЛОМ. Слоевище может быть представлено одной клеткой или быть многоклеточным, приобретая разнообразные формы (нити, ленты, куста и т.д.). К низшим растениям относятся ВОДОРОСЛИ и ЛИШАЙНИКИ.

Водоросли насчитывают 60 000 видов. Лишайники – 20 000 видов.

Читайте также:  Польза или вред бактерий и дрожжей для человека

Водоросли являются предками наземных растений. Половое размножение с образованием гамет впервые наблюдается у водорослей.

К подцарству Высших Растений относятся отделы:

Псилофиты (вымершие);

Мохообразные;

Покрытосеменные.

Характерные признаки высших растений:

1. Большинство высших растений имеют расчленение на вегетативные органы: корень, побег (листья и стебель).

2. В основе строения вегетативных органов лежат разнообразные ткани.

3. Для высших растений типичен женский половой орган – архегоний, наблюдаемый у низших растений. У цветковых – от архегония осталась лишь главная часть – яйцеклетка.

4. Как правило, обитатели суши.

5. По способу питания, как правило, автотрофы.

6. В развитии характерно чередование полового и бесполого поколений.

Произошли высшие растения от зеленых и бурых водорослей.

Царство Животные

Животных изучает наука, которая называется зоология (в переводе с греч. означает наука о животных).

Известно около 2 млн. различных животных – от микроскопических до гигантских форм, обитающих повсеместно.

Это одно- и многоклеточные организмы.

Различают травоядных, плотоядных, всеядных животных.

Животные в природе и для человека играют как положительную, так и отрицательную роль.

Положительное значение:

1-в природе:

а) консументы;

б) санитары;

в) опылители;

г) почвообразователи.

2- для человека:

а) продукт питания;

б) сырье для промышленности;

в) экспериментальный лабораторный материал;

г) бионика;

д) помощники в труде, спорте, отдыхе.

Отрицательное значение:

1) ядовитые, опасные;

2) возбудители заболеваний;

3) переносчики и промежуточные хозяева возбудителей заболеваний;

4) вредители сельского хозяйства.

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ.

Совет

Главное отличие животного организма от растительного состоит в том, что в клетках животных нет хлоропластов и нет хлорофилла. Однако большинство животных и растительных организмов имеют сходные, т.е. одинаковые процессы жизнедеятельности. К примеру, процесс дыхания. Почти все живые организмы дышат кислородом, выделяя при этом углекислый газ. Исключение составляет некоторые организмы, среди которых большая группа анаэробных бактерий. При этом выделяется энергия, необходимая для существования организма. Собственно, для всего живого характерен процесс обмена веществ. Что-то организм получает, а что-то выбрасывает наружу из

организма в процессе дыхания (выделяется углекислый газ, пары воды и т.д.), пищеварения (фекалии), выделения пота, мочи. Это вещества отработанные, не нужные уже организму. Другими словами, происходит обмен веществ.

Источник: https://brandclock.ru/bacteria-good-or-evil-living-organisms-signs-of-living-organisms/

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Градусов М.А. 1
Сапунова О.А. 1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Бактерии:

враги или друзья?

Выполнил:

Градусов Максим Александрович,

учащийся 2«Е» класса

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Школы № 187 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель:

Сапунова Ольга Александровна,

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Научный консультант:

Левакова Эльвира Юрьевна,

к.х.н, учитель химии высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Нижний Новгород

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть………………………………………… 5
1.1 История исследования бактерий…………………………… 5
1.2 Строение бактерий…………………………………………. 8
1.3 Виды бактерий……………………………………………… 9
1.4 Размножение бактерий……………………………………… 11
1.5 Среда обитания бактерий………………………………….. 12
1.6 Польза от бактерий…………………………………………. 12
1.7 Опасность для человека……………………………………. 15
ГЛАВА 2 Практическая часть………………………………………… 17
2.1 Анкетирование учащихся…………………………………. 17
2.2 Анализ проведенной анкеты………………………………. 17
2.3 Эксперимент………………………………………………… 19
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список используемых источников и литературы………………………… 26
Приложение…………………………………………………………………. 27

Введение

С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания.

Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека.

В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии – враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека.

Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика — новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

Цель исследования:выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

Задачи исследования:

– изучить научную литературу по этому вопросу;

– проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

– разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

– провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1 История изучения бактерий

Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

Обратите внимание

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

1.2 Строение бактерий

Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает – ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

Рисунок 6. Строение бактерии.

1.3 Виды бактерий

  • По способу питания бактерии делятся на:

Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

  • Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:
  • шаровидные — кокки,
  • палочковидные — бациллы или палочки,
  • спиралевидные — спирохеты

Рисунок 7. Виды бактерий по форме

  • Сине-зеленые водоросли — это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

  • Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

  • Бактерии бывают полезные и вредные:

Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Рисунок 11. Размножение бактерий.

Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

  • Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

  • Скисание молока в разнообразные кисломолочные продукты.

Рисунок 14. Кисломолочные продукты

  • Бактерии сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым.

Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

  • Без бактерий не было бы маринованных овощей.

Рисунок 16. Маринованные овощи.

  • Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

  • Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

  • Бактерии вызывают различные инфекционные заболевания.

Рисунок 19. Опасные бактерии.

  • Приводят к порче продуктов питания: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко.

Рисунок 20. Прокисшее молоко.

Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

– мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

  • мыть овощи и фрукты;
  • следить за сроками годности продуктов;
  • в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование

Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

2.2 Анализ проведенной анкеты

По первому вопросу получены следующие данные:

Данные по второму вопросу:

Данные по третьему вопросу вот такие:

Данные по четвертому вопросу:

Данные по пятому вопросу следующие:

И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% – затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

Важно

На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

Читайте также:  Бактерии в анализе мочи – небрежность или тревожный сигнал?

2.3 Эксперимент

А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

Рисунок 22. Чашки Петри

Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

Рисунок 24. Приготовление питательной среды

Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

Рисунок 31. Чистая питательная среда

Вывод:

Все болезни у ребят, От бактерий говорят. Чтоб всегда здоровым быть, Надо руки с мылом мыть!

Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

Заключение

Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека.

В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию.

Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека.

Совет

Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям.

Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии – наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

Список используемых источников и литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

  2. История исследования бактерий

  3. Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

  4. Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

  5. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

  6. Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

Приложение 1.

Анкета

  1. Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

□ Помогают переваривать пищу

□ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

□ Не приносят пользы

  1. Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

□ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

□ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

□ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

□ Бактерии используют для получения химических веществ

Источник: https://school-science.ru/3/1/31523

Виды бактерий – хорошие и плохие

В нашем мире существует огромное количество бактерий. Среди них есть хорошие, а есть и плохие. Какие то мы знаем лучше, другие хуже. В нашей статье мы подобрали список наиболее известных бактерий живущих среди нас и в нашем организме. Статья написана с долей юмора, поэтому строго не судите.

1. Лактобактерии

Обеспечивает “фейс – контроль” в твоих внутренностях

Лактобактерии (Lactobacillus plantarum) живущие в пищеварительном тракте человека с доисторических времен,  делают большое и важное дело. Как чеснок вампиров, они отпугивают болезнетворные бактерии, не давая им поселиться в твоем животе и привести кишечник в расстройство.

добро пожаловать! Соленые огурцы и помидоры, квашеная капуста укрепят силы вышибал, но знай, что тяжелые тренировки и стресс от физической нагрузки сокращают их ряды. Добавь в протеиновый коктейль немного черной смородины.

Эти ягоды снижают стресс от фитнеса за счет содержащихся в них антиоксидантов.

 2. ЗАЩИТНИК ПУЗА Helicobacter pylori

Остановит приступы голода в 3 часа дня

Еще одни живущие в пищеварительном тракте бактерии, Helicobacter pylori, развиваются с твоего детства и помогают поддерживать здоровый вес на протяжении всей жизни, контролируя гормоны, отвечающие за чувство голода! Съедай по 1 яблоку каждый день.

Эти фрукты вырабатывают в желудке молочную кислоту, в которой не выживает большинство вредных бактерий, но которую обожают Helicobacter pylori. Однако держи Н. pylori в рамках, они могут пойти против тебя и стать причиной язвы желудка. Приготовь на завтрак яичницу со шпинатом: нитраты из этих зеленых листьев у плотняют стенки желудка, защищая его от избытка молочной кислоты.

3. ГОЛОВОЧЕС Pseudomonas aeruginosa

Любит душ, горячие ванны и бассейны

Живущая в теплой воде бактерия Pseudomonas aeruginosa забирается под кожу черепа через поры волосяных фолликулов, вызывая инфекцию, сопровождаемую зудом и болью в пораженных участках.

Не хочешь напяливать шапочку для купания каждый раз, когда принимаешь ванну?Отрази вторжение чесальщика бутербродом с курицей или лососем и яйцами.

Большое количество белка необходимо фолликулам, чтобы быть здоровыми и эффективно бороться с инородными телами. Не забудь еще про жирные кислоты, которые абсолютно необходимы для здоровой кожи головы.

В этом тебе помогут 4 банки консервированного тунца или 4 средних авокадо в неделю. Больше не надо.

4. Вредные бактерии Corynebacterium minutissimum

Высокотехнологичное простейшее

Вредные бактерии могут таиться в самых неожиданных местах. Вот, например, Corynebacterium minutissimum, вызывающая сыпь, очень любит жить на тачскринах телефонов и планшетных компьютеров. Уничтожь их!

Странно, но никто до сих пор не разработал бесплатного приложения, борющегося с этими микробами. Зато многие компании производят чехлы для телефонов и планшетников с антибактериальным покрытием, которое гарантированно останавливает размножение бактерий. И старайся не тереть руки друг о друга, когда сушишь их после мытья – это может снизить популяцию бактерий на 37%.

5. БЛАГОРОДНЫЙ НЕГОДЯЙ Escherichia coli

Хорошая плохая бактерия

Бактерия Escherichia coli считается причиной десятков тысяч инфекционных заболеваний ежегодно. Но она доставляет нам проблемы,только когда находит способ покинуть толстую кишку и мутировать в болезнетворный штамм. В норме она вполне себе полезна для жизни и обеспечивает организм витамином К, который поддерживает здоровье артерий, предотвращая сердечные приступы.

Чтобы держать в узде эту частенько мелькающую в заголовках новостей бактерию, включи в свой рацион бобовые пять раз в неделю. Клетчатка бобов не расщепляется, а движется в толстую кишку, где Е. coli могут пировать на ней и продолжать нормальный цикл размножения.

Обратите внимание

Наиболее богата клетчаткой черная фасоль, потом идетлимская, или луновидная и только потом —привычная нам обычная красная.

Бобовые не только держат бактерии под контролем, но и ограничивают своей клетчаткой твой послеобеденный аппетит, а также повышают эффективность усвоения питательных веществ организмом.

 6. НАРЫВАЮЩИЙСЯ Staphylococcusaureus

Поедает молодость твоей кожи

Чаще всего фурункулы и прыщи вызваны бактерией Staphylococcusaureus, которая живет на коже большинства людей. Прыщи —это, конечно, малоприятно, но, проникнув через поврежденную кожу внутрь тела, эта бактерия может вызвать более серьезные заболевания: пневмонию и менингит.

Природный антибиотик дермицидин, токсичный для этих бактерий, содержится в человеческом поте. Хотя бы раз в неделю включай в тренировку высокоинтенсивные упражнения, стараясь работать на 85% от максимума возможностей. И всегда пользуйся чистым полотенцем.

7. МИКРОБ – ОБЖОРА Bifidobacterium animalis

® Живет в кисломолочных продуктах

Бактерии Bifidobacterium animalis населяют содержимое банок с йогуртом, бутылок с кефиром, простоквашей, ряженкой и прочими подобными продуктами. Они сокращают время прохода пищи по толстой кишке на 21%. Пища не застаивается, не происходит образование лишних газов – ты с меньшей вероятностью познаешь проблему под кодовым названием “Пир духа”.

Подкорми бактерии, например, бананом – съешь его после обеда. А на сам обед отлично пойдет паста с артишоками и чесноком. Все эти продукты богаты фруктоолиго – сахаридами – Bifidobacterium animalis обожает этот вид углеводов и ест их с удовольствием, после чего с не меньшим удовольствием размножается. А с ростом популяции увеличиваются твои шансы на нормальное пищеварение.

Мы стараемся дать максимально актуальную и полезную информацию для вас и вашего здоровья. Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Мы не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте farmamir.ru Последнее изменение: 2018-07-30 2011-11-23 Автор поста: admin. Рубрика Бактерии / Вирусы/

Источник: https://farmamir.ru/2011/11/vidy-bakterij-xoroshie-i-ploxie-2/

Ссылка на основную публикацию